?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Приведнная ниже статья написана Н. Д. Кодзоевым. В ней подробно описывается  местоположение центра древних алан. (Магас – нынешняя столица Ингушетии, предположительно построена на месте древнего города Магас разбитого монголами в 1239 г)

Местонахождение и значение названия аланской столицы города Магас (Н. Д. Кодзоев)

В различных источниках даются различные варианты названия города Магас: Ма'ас (Malac), Магас, Ма(ас (Marlac), М.к.с. (Макас), М.н.к.с. (Минкас), Мегет, Ме-цио-сы, Май-гэ-сы. В трех из восьми вариантов в середине слова присутствует звук "г", еще в трех вариантах присутствуют звуки "к" и "(" (инг. "гI") близкие по звучанию со звуком "г". Лишь в одном варианте присутствует гортанный звук " '" (инг. "1"), обозначаемый арабской буквой "?" ("айн"). И в одном варианте (из китайской хроники) присутствует звук "ц".

Лингвист Я.С. Вагапов, полагавший, что название города звучало как Ма'ас, так объясняет появление разных вариантов названия города: "Иранский, тюркский и китайский языки, в которых нет звука "айн", должны были заменить его на иной, скорее всего: к, г, ( но никак не наоборот. Так как арабский язык и письмо могли воспроизвести любой из них кроме "г" .

Я.С. Вагапов здесь не объясняет, почему звук "айн" должен был быть заменен звуками "к", "г" или "(", так не похожие по звучанию на "айн". К тому же большинство хроник, в которых упоминается Магас, создано на арабском и персидском языках, в которых применялся арабский алфавит, а в арабском алфавите присутствует буква "айн" и не было никакой необходимости для создателей этих хроник заменять букву "айн" какой-либо другой буквой.

По нашему мнению, появление различных вариантов названия города объясняется именно тем, что в арабском алфавите отсутствует буква, обозначающая звук "г", и ее заменяли близкими по звучанию буквами ? ("к") и ? ("("). Появление варианта Ма'ас можно объяснить следующим. В арабском алфавите буквы, обозначающие звуки " ' " (? - "айн") и "(" (? -"гIойн") похожи по написанию и различие их состоит только в том, что над "гIойн" стоит точка. Потеря этой точки при переписке древних хроник могла привести к появлению варианта Ма'ас. Наверное, исходя из подобного соображения, английский исследователь В.Ф. Минорский предлагает читать название города как Магас, хотя сам же отмечает, что в тексте у Масуди написано Ма'ас. Т.о., правильное название аланской столицы, по нашему мнению, является Магас.

Разными исследователями предпринимались различные попытки объяснить значения названия города Магас.

Отрывок из сочинения Масуди, где говорится о Магасе, В.Ф. Минорский читает так: "Столица алан называется Магас, что означает "Myxa".

Другие исследователи отмечают, что арабское слово, которое В.Ф. Минорский переводит как персидское "муха"-, в тексте написано неразборчиво. "На самом деле здесь скорее всего иранское большой, великий - так могла называться аланская столица, разрушенная в XIII в. монголами".

Не согласен с переводом слово "Магас" В.Ф. Минорским и Я.С. Вагапов: "Во-первых, нет никаких данных, которые свидетельствовали бы о том, что в аланской столице или в ее окрестностях обитали персы, которые могли дать ей свое имя. Во-вторых, на осетинском языке, являющемся единственным представителем языков иранской группы в регионе, муха называется bynz".

В публикации хроники Масуди Н.А. Карауловым интересующее нас место читается так: "Столица страны алан называется Ма'ас, что значит "благочестие".

А.П. Новосельцев также не согласен с этимологией слова "Магас" В.Ф. Минорским, считая "что невозможно объяснить, почему город в Центральном Кавказе носит столь странное, да еще персидское название". Сам А.П. Новосельцев предлагает этимологизировать "Магас" либо от венгерского "магаш" - "высокий", либо, как он пишет от "скифо-аланского" "маз(а)" - "большой", "высокий". Если брать слово "магаш", то легче было принять ингушское слово "могаш" - "могучий, сильный", чем венгерское слово, так как венгры находятся слишком далеко от Центрального Кавказа, в то время как предки ингушей обитают здесь с глубокой древности. А существование "скифо-аланского" слова "маз" вызывает большие сомнения, так как, во-первых, ни скифский, ни аланский языки не сохранились, во-вторых, нет безупречных доказательств о родстве этих языков.

И. Маркварт попытался связать название города Магас (Маас) с названием главного (по Ибн-Русту) аланского племени Д.хсас, отметив, что в обоих случаях имеется, по его мнению, этнический формант "ас".

В.А. Кузнецов, считает, что наиболее убедительна этимология А.П. Новосельцева от "скифо-аланского" "маз(а)" - "большой", "высокий". И тут же отмечает, "мысль И. Маркварта заслуживает внимания хотя бы потому, что главный город Алании должен был скорее всего находиться на территории главного и политически доминирующего аланского племени".

Я.С. Вагапов дает два варианта этимологии "Магаса" исходя из нахских языков: "Чеченское ма'а, ингушское му'а означает "рог", а чечено-ингушское ма'а - "относящийся к мужчинам, самцам", "мужественный, отважный", a s(a) - обычный топоформант с лексическим значением "уголок, место". Этот материал позволяет двояко объяснить название Ма'ас: "рог+место", "выступ+место" или "место отважных, мужественных". Первое значение естественно, если этот город находился на возвышении, второе - если город этот был укреплен и в нем находилась дружина аланского царя". Лингвистические построения Я.С. Вагапова интересны, но мало убедительны.

Более убедительно название города Магас этимологизируется с помощью ингушского языка как "место, земля солнца". Лингвист К.З. Чокаев также считает, "...что Маас этимологизируется как "земля солнца, солнечной благодати". Независимо от него, подобная этимология была предложена нами.

Еще в недалеком прошлом ингуши обозначали солнце словом "ма". Ма - имя солнца и у древних урартийцев. Современное ингушское слово "малх" ("солнце") сложилось из двух слов - "ма" ("солнце") и "алхха" ("единственное, только"). Известный ингушский писатель И.М. Базоркин в своем романе "Из тьмы веков", в примечании пишет: "Как говорят старики, прежде солнце называли Ма, а слово алха означает - только. Этот возглас ("ма алха" - Н.К.) в древней религии ингушей, обожествлявших солнце, означал - только солнце!".

В слове "Магас" слог "га"/"го" означает "крут, диск". "Мага"/"маго", т.о., означает "круг солнца, диск солнца". Буква "с" в конце слова - ингушский топоформант, возникший из слова "са" - "земля, место".

Слово "Магас" т.о. можно этимологизировать как "земля, место солнца", а если это название города - "город солнца".

Согласно старинному ингушскому преданию этнархом некоторых ингушских родов (Сачгхой, Тумхой, Оздой) считается Маго. На самом деле Маго (букв, "солнечный диск" - инг.) почитался у ингушей как бог солнца. В горах Ингушетии до сих пор сохранился храм Маго-Ерд (инг. "Храм Маго"), посвященный Маго. "Именно к солнцу были обращены моления, совершавшиеся много веков у стен Маго-Ерда... Празднества совершались дважды в году - летом и зимой, и оба раза в дни солнцестояния... Тут уместно напомнить, что именно в мировоззрении алан комплекс "небо-солнце-огонь-свет" занимал центральное место и что аланы плоскостной зоны бассейна Терека... особенно стойко держались исконных верований, нашедших отражение в разнообразных памятниках их культуры". Остается только добавить, что ингуши поклонялись солнцу с древнейших времен до принятия ислама в середине XIX века.

Впервые о Магасе упоминает арабский автор X века Масуди (умер в 956 г.) в своем сочинении "Мурудж аз-захаб" ("Золотые истоки"). Он сообщает, что столица Алании называется Магас, но ничего не сообщает о его местонахождении.

Ориентиры местонахождения столицы Алании дает другой арабский автор X века Ибн Руста: "Ты выходишь налево (на запад) от царства Сарир и, пройдя три дня пути среди гор и лугов, прибываешь в царство Ал-лан (алан)".

Исходя из данных исторических хроник и археологических раскопок, исследователи выдвинули несколько предположений о местонахождении Магаса.

В.Ф. Минорский, установивший, вопреки существовавшим ранее мнениям, тождество аланского города Магас, упоминаемым Масуди, с городом М.к.с. (М.н.к.с., Май-го-сы и т.д.) арабо-персидских и китайских хроник, пришел к выводу, что "археологам следует подумать: не следует ли Магас искать в пределах чечено-ингушской территории, граничащей с Алан-ским царством". В другой работе он предположил, что столица алан "стояла, по-видимому, по соседству с Владикавказом...".

Н.А. Караулов также высказывал предположения близкие В.Ф. Минорскому. Он предлагал искать Магас на территории Чечни: "Судя по расстояниям до этого города от Серира и от этого города до Баб Аллан (Дариал), можно предполагать, что он находился на чеченской плоскости". Кроме рассказа Ибн-Руста, на соседство Серира и Магас, по мнению Н.А. Караулова, указывает и тот факт, что Масуди упоминает Магас сразу после описания Серира. Но здесь же Н.А. Караулов сообщает, что "западнее Владикавказа вблизи с. Кадгорон имеются следы городища и старое кладбище", намекая на то, что здесь мог находиться Магас.

Археолог В.Б. Виноградов предложил отождествить с Магасом Алхан-Калинское городище аланского времени, раскопанное им вблизи г. Грозного на правом берегу реки Сунжи.

В.А. Кузнецов считал, что в свете высказанных В.Ф. Минорским и Н.А. Карауловым соображений, "гипотеза В.Б. Виноградова заслуживает серьезного внимания".

В.И. Марковин и Х.Д. Ошаев высказали предположение о возможности отождествления Нижне-Архызского городище в ущелье реки Большой Зеленчук в Карачаево-Черкессии с Магасом. В.А. Кузнецов, под руководством которого долгое время велись раскопки на Нижне-Архызском городище, согласился и с этим предположением.

В ответ на наши публикации о местонахождении Магас, В.А. Кузнецов и И.М. Чеченов заявляют, что "наличие аланских городищ в районе Сурхахи и Экажево - еще не основание для локализации там Магаса". То же самое возражение можно выдвинуть против предположений самого В.А. Кузнецова, что наличие аланских городищ у Нижнего Архыза и Алхан-Калы не является основанием для локализаций там Магаса. До сих пор В.А. Кузнецов выдвигал различные предположения о местонахождении Магаса. После же наших публикаций о местонахождении Магаса на территории Ингушетии в районе селений Яндаре-Гази-Юрт-Экажево-Али-Юрт-Сурхахи, он вообще отказывает нам в праве выдвигать предположения о местонахождении Магаса. В.А. Кузнецов И.М. Чеченов пишут, что Масуди "не дал приблизительных ориентиров местоположения города Магаса, поэтому его локализация остается неясной и весьма спорной. Неизвестно и точное время его существования". По крайне мере известно, что он существовал с X в. до 1239 г.

Я.С. Вагапов, на основании мнений В.Ф. Минорского и Н.А. Караулова о возможности локализации Магаса на территории Чечено-Ингушетии, и данных собственных лингвистических изысканий, сделал вывод о местонахождении Магаса (Мааса) в горах Чечни: "В верховьях реки Аргун находятся развалины чеченского города М1айста//Ма1аста (Mlajsta//Ma'asta), жители которого переселились на равнину".

Наиболее распространенные среди исследователей версии о местонахождении Магаса - отождествление с Магасом Нижне-Архызского или Алхан-Калинского городищ. Но, даже если взять чисто географический фактор эти городища нельзя отождествить с Магасом - оба городища расположены на окраинах исторической Алании. Границы Алании простирались от р. Уруп в Карачаево-Черкессии на западе до р. Аргун на востоке. Нижний Архыз расположен на западной окраине, Алхан-Кала - на восточной.

К тому же названные городища имеют сравнительно небольшую площадь. Хотя площадь всего Нижне-Архызского городища довольна внушительна - 63-65 га, площадь застройки городища оставляла 14-15 га. По подсчету исследователей "средняя численность населения Нижне-Архызского города сугубо ориентировочно может определена в 2,0 - 2,5 тыс. человек постоянного населения". Примерно такое же число жителей могло иметь и Алханкалинское городище. А по свидетельству Джувейни, современника событий, при взятии Магаса монголами было убито 270 тысяч человек. Возможно, что цифра эта сильно преувеличена, но она свидетельствует о многочисленности жителей Магаса. К тому же в Нижнем Архызе в довольно хорошем состоянии сохранились три Зеленчукских храма и несколько небольших церквей, в то время как по свидетельству Джувейни завоеватели "оставили от этого города только имя его".

По свидетельству летописца Рашид ад-дина, осада Магаса монголами продолжалась полтора месяца. По свидетельству же китайской хроники "Юань-ши", осада Магаса продолжалась 3 месяца. Городища, подобные Нижнему Архызу и Алхан-Кала, расположенные на окраинах Алании, имеющие небольшие территории и невысокую численность населения, не могли в течение такого долгого времени обороняться от монгольского войска. И подобным небольшим городам монголы не могли придавать такое огромное значение, которое придавали Магасу. Из всех намеченных к завоеванию и покорению городов Восточной Европы, в монгольской и китайской хрониках упоминаются только Киев и Магас. После завоеваний, произведенных в Восточной Европе, Бату хан докладывал верховному хану, своему дяде Угедею, что им разрушен город Магас и завоеваны одиннадцать стран и народов.

Необходимо также отметить, что гибель города, находившегося у Нижнего Архыза, исследователи связывают не с походом монголов в 1238-1239 гг., а с походом Тимура в 1395 г.

Неверно, по нашему мнению, представлять Магас как город современного типа с улицами и площадями. По нашему мнению раннесредневековый Магас - это комплекс средневековых городищ и поселений.

Если принять ориентиры местонахождения Магаса, которые дает Ибн Руста, то можно выстроить следующую картину. Средняя скорость пешехода 5 км в час. Если в сутки пешеход будет идти хотя бы 6 часов, то он пройдет 30 км. Три дня пути - это 90 км. Через три дня пути от границы Серира (примерно от р. Аргун в Чечне) в глубь Алании пешеход окажется на территории современного Назрановского района Ингушетии. И дорога от р. Аргун до данной территории идет "среди гор и лесов", как сообщает Ибн Руст - дорога идет через невысокие горы, называемыми Черными, покрытыми лесами. Здесь проходила во времена алан боковая ветвь Великого шелкового пути, идущая от Дербента на запад.

После такого путешествия путник попадет в район современных селений Яндаре - Гази-Юрт - Экажево - Али-Юрт - Сурхахи, где расположены многочисленные памятники аланского времени. В этом районе побывал в 1970 г. археолог В.Б. Виноградов. По его мнению, данный район группы памятников один из крупнейших на Северном Кавказе. "Район вновь открытой группы памятников оконтурен с запада и севера долиной реки Сунжи, с востока глубоким ущельем Ассы, с юга лесистыми хребтами Черных гор. Естественные рубежи обдуманно и крепко усилены сторожевыми пунктами и небольшими городищами. Они находятся в пределах зрительной связи друг с другом и искусно используют особенности рельефа, возникая в любой точке, удобной для проникновения внутрь этого "укрепрайона". Таких форпостов не менее 10. Но они - лишь начало, лишь первый пояс вокруг сердцевины гнезда. Под охраной внешних укреплений процветали куда более обширные городища... Невольное восхищение вызывает строго продуманная планировка и само осуществление общей оборонительной линии. Все крупные городища второго пояса защиты связаны друг с другом глубоким многокилометровым рвом. Функция его многообразны. Вырытый на просторной равнине, он представлял собой и тайную, скрытую дорогу для перемещения войск, и укромное место для средоточения резервов, и стратегически важный оборонительный рубеж, преграждающий врагу проход внутрь системы укреплений к центральному, поражающему своими размерами городищу Хатой-Барц".

В.Ф. Минорский, как уже говорилось выше, отмечал, что столица алан находилась по соседству с Владикавказом и на чечено-ингушской территории. Система городищ Назрановского района находится по соседству с Владикавказом и на территории Ингушетии, как и предполагал В.Ф. Минорский.

В данном районе зафиксировано более 20 городищ, многочисленные поселения, оборонительные рвы, соединяющие между собой городища, многочисленные погребальные памятники аланского времени. Правый высокий берег реки Сунжи на всем его протяжении от Яндаре и до селения Ахки-Юрт в Пригородном районе представлял собой естественный оборонительный рубеж, укреплен искусственными рвами и, возможно, в древности был укреплен оборонительными стенами. Также был укреплен и правый берег р. Назранки.

На сегодняшний день в районе сел. Яндаре - Гази-Юрт - Экажево - Али-Юрт - Сурхахи известны следующие городища, относящиеся к периоду V-X1II вв.: 1. Яндырское городище № 1 у въезда в село), 2. Яндырское городище № 2 в центре села, 3. Яндырское городище № 3 в 3 км к югу от села, 4. Яндырское городище № 4 в 2,5 км к востоку от села, 5. Яндырское городище № 5 в 1,5 км к востоку от села, 6. Гази-Юртовское городище № 1 "Йи1ий боарз" на северной окраине села, 7. Гази-Юртовское городище № 2 в черте села, 8. Экажевское городище № 1 "Ачамза боарз" на восточной окраине села, 9. Экажевское городище № 2 в 50 м от городища "Ачамза боарз", 10. Экажевское городище № 3 в 2,5 км к северо-востоку от села, 11. Али-Юртовское городище № 1 "Мурад боарз" на восточной окраине села, 12. Али-Юртовское городище № 2 на восточной окраине села, 13. Али-Юртовское городище № 3 "Къора боар-заш" в 2,5 км на северо-востоке от села, 14. Сурхахинское городище № 1 "Хатой боарз" в 1,5 км к западу от села, 15. Сурхахинское городище № 2 в 1,7 км к западу от села в 200 м от городища "Хатой боарз" у искусственного пруда в урочище Эрз-Эли, 16. Сурхахинское городище № 3 в 50 м от городища № 2, 17. Сурхахинское городище № 4 "Терс ваьха чу" в 1,5-2 км к северо-западу от села, на левом берегу р. Кенч ,18. Сурхахинское городище № 5 в 1 км на восток от села, 19. Сурхахинское городище № 6 Ходий хьаьрашке" к юго-западу от села, 20. Сурхахинское городище № 7 "Арапха боарзаш" в 1 км к юго-западу от села ,21. Сурхахинское городище № 8 "Дака ам керте" в 1,5 км к юго-востоку от села, 22. Сурхахинское городище № 9 "Кхорий босе" в 2,5 км к юго-западу от села, 23. Сурхахинское городище № 10 "Эхка боарз" в восточной части села, около бывшей фермы, заросло лесом, 24. Сурхахинское городище № 11 "Шин кен дукъ" в 3-4 км к юго-востоку от села.

И это притом, что на этой территории не была проведена сплошная археологическая разведка. Многие городища заросли лесом. Общая площадь всего "укрепрайона" более 200 кв. км. На Северном Кавказе неизвестно больше местности с таким большим количеством памятников на сравнительно небольшой территории.

Кроме названных, на подступах к данной системе городищ зафиксировано еще несколько очень крупных городищ: Гамурзиевское городище, занимавшее площадь более десятка квадратных километров, на высоком берегу у впадения Назранки в Сунжу - городище имеет слой пепла, доходящий в некоторых местах до 2,5 метров высоты; Барсукинское городище на левом берегу Назранки напротив Гамурзиевского городища; три Насыркортовских городища на левом берегу Сунжи, соединенные оборонительным рвом глубиной до 3-4, а в некоторых местах и до 17 м, и шириной 8-9 м, сохранившемся в хорошем состоянии до наших дней, - городища имеет слой пепла высотой до 1,5 м.

Центральным городищем данного "укрепрайона" является городище "Хатой боарз". Это крупное городище расположено в 1,5 км к юго-западу от с. Сурхахи. От него отходят оборонительные рвы, глубиной в некоторых местах до 20 метров. Рядом, в урочище Эрз-Эли ("Камышовая балка") сохранились следы жилых кварталов. В данном урочище в 1989 г. был прорыт ров, который обнажил мощный слой пепла, смешанного с землей, тянущийся на десятки метров; высота его достигает 80-90 см, а в некоторых местах до 1 м и более. Этот слой пепла свидетельствует, что здесь некогда горели большие строения. В культурном слое обнаружена керамика, относящаяся ко времени существования Магаса. "Раскопки выявили мощный культурный слой (до 2 метров), - пишет В.Б. Виноградов, щедро насыщенный фрагментами глиняных сосудов, костями домашних и диких животных, обломками жерновов, кусками глиняной обмазки плетеных жилищ. Все это свидетельствует о долгой оседлой жизни, которую подтверждают и большие могильники, состоящие из подземных склепов-катакомб".

Профессор В.Б. Виноградов так пишет о городище Хатой-боарз: "Это исполинское укрепление протянулось на несколько сот метров, напоминая как бы огромную ступенчатую пирамиду. Даже если бы врагам удалось на каком-то участке преодолеть всю предшествующую фортификацию, они, обессиленные и обескровленные, должны были бы без особой надежды на успех штурмовать крутые, специально подрезанные склоны возвышенной и густо населенной гряды, шаг за шагом сжимая пружину сопротивления и не будучи в состоянии помешать свободному маневру на флангах тех защитников, что укрылись в дремучих лесах соседних хребтов и расположились за рвами и стенами многочисленных городищ, охранявших важный очаг местной истории V-XII веков.

В китайской хронике "Юань-ши" об осаде монголами Магаса (в хронике - Ме-цио-сы) рассказывается: "Город, благодаря своей неприступности, долго не сдавался" и "Си-ли-цянь-бу с 11 готовыми умереть храбрецами взобрался по осадным лестницам; вперед же поставил 11 пленников. Они громко закричали: "Город пал". За ними полезли, как муравьи, один за другим все остальные воины и город взяли". Возможно, что в данном эпизоде речь идет о штурме центрального укрепления Магаса - городища Хатой-боарз.

В рассказе Джувейни о взятии монголами Магаса, говорится о том, что окрестности Магаса покрыты болотами и густым лесом. Это обстоятельство вызывает недоумение у некоторых исследователей: "Вместе с тем нельзя не отметить, что некоторые обстоятельства в рассказе Джувейни настораживают. Имеем в виду природное окружение города М.к.с. - окрестности его покрыты болотами и очень густым лесом, сквозь который монголы вынуждены прокладывать просеки. Если северокавказская предгорная равнина раньше была облесена гораздо больше, чем сейчас, и густые леса могли реально существовать во многих ее местах, то наличие болот с естественно-географической средой Центрального Предкавказья вяжется плохо. Этот вопрос для нас остается не ясным и требующим дополнительных разысканий". В районе предполагаемого нахождения Магаса, о котором идет речь до сих пор сохранились густые леса. И местность эта сильно заболочена. Даже название урочища Эрз-Эли - Камышовая балка, где, по нашему мнению, находилась центральная часть Магаса, говорит о ее заболоченности.

Вокруг центрального городища "Хатой боарз", являвшемся, по всей видимости, цитаделью Магаса, расположено несколько оборонительных поясов, укрепленных довольно крупными городищами. Между городищами расположены многочисленные поселения. Здесь невольно вспоминаешь рассказ Масуди, по которому царство алан "состоит из непрерывного ряда поселений; когда утром запоют где-нибудь петухи, ответ им доносится из других частей царства ввиду чересполосицы и смежности селений".

В цитированном уже сочинении Ибн Руста далее сказано: "Затем ты проходишь расстояние в десять дней пути среди рек и лесов и достигаешь замка "Ворота аланов". Многие исследователи видят в замке "Ворота аланов" Ибн Руста Дарьял. Но Ибн Руста пишет, что дорога идет "среди рек и лесов", но никак не среди гор. А чтобы дойти до Дарьяла, дорога обязательно должна была бы пройти через горы. К тому же, даже от границ Сарира до Дарьяла не будет 10 дней пути. Десять дней пути, по 30 км в день, составит 300 км. Это расстояние от вышеназванного района расположения группы памятников до Нижнего Архыза. Можно предположить, что город, находившийся на месте Нижне-Архызского городища, мог именоваться "Воротами алан". Нижне-Архызского городище расположено вблизи западных границ Алании и это самое крупное городище на западе Алании. Оно могло выполнять роль западных ворот Алании. Дорога от группы памятников Назрановского района Ингушетии до Нижнего Архыза действительно идет "среди рек и лесов". Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на карту Северного Кавказа.

Также необходимо отметить, что на территории Алании могло быть множество "ворот алан", и, по всей видимости, так это и было. Неверно, с нашей точки зрения, все упоминаемые в источниках "аланские ворота" отождествлять с Дарьяльским проходом. Ибн Руста также отмечает, что замок "Ворота аланов", который находится на вершине горы, охраняют 1000 воинов из ее жителей. В Дарьяльском ущелье не имелось и не могло иметься поселения, которое могло бы выставить для охраны 1000 воинов и снабжать их необходимым продовольствием. Крепость с такой многочисленной охраной и многочисленными жителями, которые могут выставить подобную охрану, должна находится в густо населенной местности.

Е.Г. Пчелина отмечает, что двери таможенных застав в аланских проходах в центральной части Главного Кавказского хребта обивали железом.

Необходимо обратить внимание и на такое замечание Ибн Руста: "Аланский царь христианин в сердце, но весь народ его царства - язычники, поклоняющиеся идолам". Как отмечено исследователями, все христианские памятники монументального культового зодчества сосредоточены в западных районах Алании. Здесь же отмечены и христианские некрополи.

В восточных районах Алании христианских памятников не открыто. По нашему мнению, именно в восточной Алании, вблизи Дарьяльского прохода, где население в основной своей массе было языческим, поклонялось солнцу, необходимо искать Магас, языческое название которого может служить косвенным подтверждением этой мысли.

Крупные города всегда возникали и росли на местности, где проходили важные торговые пути. В таких местах селились люди и возникали крупные населенные пункты. Система городищ района Яндаре-Гази-Юрт-Экажево-Али-Юрт-Сурхахи расположена на стыке гор и равнины, между выходами на плоскость из Дарьяльского и Ассинского ущелий. Это место является политическим, торгово-экономическим и географическим центром исторической Алании, Эти два ущелья, особенно Дарьяльское, были в военном, политическом и торговом отношениях наиболее важными на территории Алании. Дарьяльское ущелье - наиболее удобный проход в Закавказье и далее в Переднюю Азию, по нему проходила основная ветвь Великого шелкового пути. Ответвление пути от основной ветви проходило через Джейрахское ущелье и Школьный перевал в Ассинское ущелье, и далее через ущелье - на равнину. Еще одна боковая ветвь шелкового пуги, идущая от Дербента на запад, о которой уже говорилось выше, проходила через территорию выше названного района городищ. Ветви шелкового пути проходили также по долине Сунжи с востока на запад, по долине Камбилеевки с юга на северо-запад (от Дарьяла к Эльхотовским воротам) и через Ачалукский проход с юга на север. Таким образом, данная группа городищ контролировала очень важные участки Великого шелкового пути. Именно Великому шелковому пути, по нашему убеждению, Магас был обязан своим зарождением, ростом и процветанием.

Гамурзиево зафиксированы находки, относящиеся к эпохе среднего палеолита (эпоха мустье - около 40 тыс. до н.э.). Зафиксированы на данной территории многочисленные памятники, относящиеся ко времени от эпохи неолита IV тыс. до н.э. до позднего средневековья. Из-за проходящих по ее территории торговых путей, эта местность обживалась с глубокой древности и плотность населения (судя по многочисленности городищ и поселений) свидетельствует, что на этой территории с материальной точки зрения люди имели большие выгоды. Возможно, что приведенная Джувейни цифра погибших защитников Магаса (270 тыс.) слишком преувеличена. Но все же эта цифра говорит о том, что число жителей Магаса было огромным. По свидетельству Джувейни жители Магаса "по многочисленности своей были точно муравьи и саранча". Такое большое количество людей не могло прожить занимаясь только земледелием и животноводством. Вероятно, основной доход они получали от торговли и охраны торговых путей.

Таким образом, по нашему мнению, приведенные выше доводы позволяют отождествить с Магасом комплекс городищ, расположенных в районе селений Яндаре - Гази-Юрт -Экажево - Али-Юрт - Сурхахи Назрановского района Ингушетии.

Точную дату основания Магаса с помощью письменных источников, известных на сегодняшний день исследователям, установить невозможно. В своем труде Масуди упоминает 332 год Хиджры, который соответствует 943 г. н.э., как год "нынешний". Т.е., можно предположить, что в этом году был написан труд Масуди. 943 год, т.о., является годом, когда впервые упоминается в историческом источнике город Магас.

Но еще Захарий Ритор, сирийский летописец VI века, писал, что у алан имеются 5 городов. Вполне вероятно, что среди этих городов был и крупнейший аланский город - Магас.

Более точный ответ на вопрос о времени основания Магаса могли бы дать археологические раскопки.

Время гибели Магаса можно установить более достоверно, опираясь на хроники времен завоевательных походов монголов в первой половине XIII века.

В "Сборнике летописей" Рашид-ад-дина говорится: "Потом в кока-иле, т.е. год свиньи, соответствующий 636 г. (636 год Хиджры соответствует времени с 14 августа 1238 г. по 2 августа 1239 г. ,- Н.К.) Гуюк-хан, Менгу-хан, Кадан и Бури направились к городу Минкасу (Ма-гасу, - Н.К.) и зимой, после осады, продолжавшейся 1 месяц и 15 дней, взяли его. Они были еще заняты тем походом, когда наступил год мыши (соответствует 637 году Хиджры = 3 августа 1239 - 22 июля 1240 г., - Н.К.)". Т.о., поход на Аланию начался осенью 1238 г. и продолжался до позднего лета 1239 г. Главным событием этого похода было осада и взятие монголами столицы алан - Магаса. И, судя по тексту хроники, осада и взятие Магаса проходила зимой 1238-1239 гг.

В китайской хронике "Юань-ши"("История монголов"), на русском языке изданной в 1914 г. в переводе А. Иванова, говорится, что монголы в "(год свиньи), 1239, зимою в 11 месяце дошли до города асов Ме-цио-сы", и "в 1240 году в 1 месяце" город был взят и разрушен. У А. Иванова события сдвинуты на год, т.к., возможно, что он неправильно определил год, соответствующий году свиньи по китайскому календарю. Если заменить 1239 на 1238 г. и 1240 и 1239 г., то выйдет, что осада Магаса началась в 11 месяце (ноябре) 1238 г. и закончилась через полтора месяца в 1 месяце (январе) 1239 г. Таким образом, за дату гибели Магаса можно принять январь 1239 г.

Ингушетия культурная

Now playing:

[Error: Irreparable invalid markup ('<a [...] Доаттаг1а"">') in entry. Owner must fix manually. Raw contents below.]

<p align="justify">Приведнная ниже статья написана Н. Д. Кодзоевым.&nbsp;В&nbsp;ней подробно описывается&nbsp; местоположение центра древних&nbsp;алан. (Магас &ndash; нынешняя столица Ингушетии, предположительно построена на месте древнего города Магас разбитого монголами в 1239 г)</p><lj-cut><p align="justify"><font color="#da0000" size="4"><strong>Местонахождение и значение названия аланской столицы города Магас (</strong><font color="#000000">Н. Д. Кодзоев</font><strong>)</strong></font></p><p align="justify">В различных источниках даются различные варианты названия города Магас: Ма'ас (Malac), Магас, Ма(ас (Marlac), М.к.с. (Макас), М.н.к.с. (Минкас), Мегет, Ме-цио-сы, Май-гэ-сы. В трех из восьми вариантов в середине слова присутствует звук "г", еще в трех вариантах присутствуют звуки "к" и "(" (инг. "гI") близкие по звучанию со звуком "г". Лишь в одном варианте присутствует гортанный звук " '" (инг. "1"), обозначаемый арабской буквой "?" ("айн"). И в одном варианте (из китайской хроники) присутствует звук "ц".<br /><br />Лингвист Я.С. Вагапов, полагавший, что название города звучало как Ма'ас, так объясняет появление разных вариантов названия города: "Иранский, тюркский и китайский языки, в которых нет звука "айн", должны были заменить его на иной, скорее всего: к, г, ( но никак не наоборот. Так как арабский язык и письмо могли воспроизвести любой из них кроме "г" .<br /><br />Я.С. Вагапов здесь не объясняет, почему звук "айн" должен был быть заменен звуками "к", "г" или "(", так не похожие по звучанию на "айн". К тому же большинство хроник, в которых упоминается Магас, создано на арабском и персидском языках, в которых применялся арабский алфавит, а в арабском алфавите присутствует буква "айн" и не было никакой необходимости для создателей этих хроник заменять букву "айн" какой-либо другой буквой.<br /><br />По нашему мнению, появление различных вариантов названия города объясняется именно тем, что в арабском алфавите отсутствует буква, обозначающая звук "г", и ее заменяли близкими по звучанию буквами ? ("к") и ? ("("). Появление варианта Ма'ас можно объяснить следующим. В арабском алфавите буквы, обозначающие звуки " ' " (? - "айн") и "(" (? -"гIойн") похожи по написанию и различие их состоит только в том, что над "гIойн" стоит точка. Потеря этой точки при переписке древних хроник могла привести к появлению варианта Ма'ас. Наверное, исходя из подобного соображения, английский исследователь В.Ф. Минорский предлагает читать название города как Магас, хотя сам же отмечает, что в тексте у Масуди написано Ма'ас. Т.о., правильное название аланской столицы, по нашему мнению, является Магас.<br /><br />Разными исследователями предпринимались различные попытки объяснить значения названия города Магас.<br /><br />Отрывок из сочинения Масуди, где говорится о Магасе, В.Ф. Минорский читает так: "Столица алан называется Магас, что означает "Myxa".<br /><br />Другие исследователи отмечают, что арабское слово, которое В.Ф. Минорский переводит как персидское "муха"-, в тексте написано неразборчиво. "На самом деле здесь скорее всего иранское большой, великий - так могла называться аланская столица, разрушенная в XIII в. монголами".<br /><br />Не согласен с переводом слово "Магас" В.Ф. Минорским и Я.С. Вагапов: "Во-первых, нет никаких данных, которые свидетельствовали бы о том, что в аланской столице или в ее окрестностях обитали персы, которые могли дать ей свое имя. Во-вторых, на осетинском языке, являющемся единственным представителем языков иранской группы в регионе, муха называется bynz".<br /><br />В публикации хроники Масуди Н.А. Карауловым интересующее нас место читается так: "Столица страны алан называется Ма'ас, что значит "благочестие".<br /><br />А.П. Новосельцев также не согласен с этимологией слова "Магас" В.Ф. Минорским, считая "что невозможно объяснить, почему город в Центральном Кавказе носит столь странное, да еще персидское название". Сам А.П. Новосельцев предлагает этимологизировать "Магас" либо от венгерского "магаш" - "высокий", либо, как он пишет от "скифо-аланского" "маз(а)" - "большой", "высокий". Если брать слово "магаш", то легче было принять ингушское слово "могаш" - "могучий, сильный", чем венгерское слово, так как венгры находятся слишком далеко от Центрального Кавказа, в то время как предки ингушей обитают здесь с глубокой древности. А существование "скифо-аланского" слова "маз" вызывает большие сомнения, так как, во-первых, ни скифский, ни аланский языки не сохранились, во-вторых, нет безупречных доказательств о родстве этих языков.<br /><br />И. Маркварт попытался связать название города Магас (Маас) с названием главного (по Ибн-Русту) аланского племени Д.хсас, отметив, что в обоих случаях имеется, по его мнению, этнический формант "ас".<br /><br />В.А. Кузнецов, считает, что наиболее убедительна этимология А.П. Новосельцева от "скифо-аланского" "маз(а)" - "большой", "высокий". И тут же отмечает, "мысль И. Маркварта заслуживает внимания хотя бы потому, что главный город Алании должен был скорее всего находиться на территории главного и политически доминирующего аланского племени".<br /><br />Я.С. Вагапов дает два варианта этимологии "Магаса" исходя из нахских языков: "Чеченское ма'а, ингушское му'а означает "рог", а чечено-ингушское ма'а - "относящийся к мужчинам, самцам", "мужественный, отважный", a s(a) - обычный топоформант с лексическим значением "уголок, место". Этот материал позволяет двояко объяснить название Ма'ас: "рог+место", "выступ+место" или "место отважных, мужественных". Первое значение естественно, если этот город находился на возвышении, второе - если город этот был укреплен и в нем находилась дружина аланского царя". Лингвистические построения Я.С. Вагапова интересны, но мало убедительны.<br /><br />Более убедительно название города Магас этимологизируется с помощью ингушского языка как "место, земля солнца". Лингвист К.З. Чокаев также считает, "...что Маас этимологизируется как "земля солнца, солнечной благодати". Независимо от него, подобная этимология была предложена нами.<br /><br />Еще в недалеком прошлом ингуши обозначали солнце словом "ма". Ма - имя солнца и у древних урартийцев. Современное ингушское слово "малх" ("солнце") сложилось из двух слов - "ма" ("солнце") и "алхха" ("единственное, только"). Известный ингушский писатель И.М. Базоркин в своем романе "Из тьмы веков", в примечании пишет: "Как говорят старики, прежде солнце называли Ма, а слово алха означает - только. Этот возглас ("ма алха" - Н.К.) в древней религии ингушей, обожествлявших солнце, означал - только солнце!".<br /><br />В слове "Магас" слог "га"/"го" означает "крут, диск". "Мага"/"маго", т.о., означает "круг солнца, диск солнца". Буква "с" в конце слова - ингушский топоформант, возникший из слова "са" - "земля, место".<br /><br />Слово "Магас" т.о. можно этимологизировать как "земля, место солнца", а если это название города - "город солнца".<br /><br />Согласно старинному ингушскому преданию этнархом некоторых ингушских родов (Сачгхой, Тумхой, Оздой) считается Маго. На самом деле Маго (букв, "солнечный диск" - инг.) почитался у ингушей как бог солнца. В горах Ингушетии до сих пор сохранился храм Маго-Ерд (инг. "Храм Маго"), посвященный Маго. "Именно к солнцу были обращены моления, совершавшиеся много веков у стен Маго-Ерда... Празднества совершались дважды в году - летом и зимой, и оба раза в дни солнцестояния... Тут уместно напомнить, что именно в мировоззрении алан комплекс "небо-солнце-огонь-свет" занимал центральное место и что аланы плоскостной зоны бассейна Терека... особенно стойко держались исконных верований, нашедших отражение в разнообразных памятниках их культуры". Остается только добавить, что ингуши поклонялись солнцу с древнейших времен до принятия ислама в середине XIX века.<br /><br />Впервые о Магасе упоминает арабский автор X века Масуди (умер в 956 г.) в своем сочинении "Мурудж аз-захаб" ("Золотые истоки"). Он сообщает, что столица Алании называется Магас, но ничего не сообщает о его местонахождении.<br /><br />Ориентиры местонахождения столицы Алании дает другой арабский автор X века Ибн Руста: "Ты выходишь налево (на запад) от царства Сарир и, пройдя три дня пути среди гор и лугов, прибываешь в царство Ал-лан (алан)".<br /><br />Исходя из данных исторических хроник и археологических раскопок, исследователи выдвинули несколько предположений о местонахождении Магаса.<br /><br />В.Ф. Минорский, установивший, вопреки существовавшим ранее мнениям, тождество аланского города Магас, упоминаемым Масуди, с городом М.к.с. (М.н.к.с., Май-го-сы и т.д.) арабо-персидских и китайских хроник, пришел к выводу, что "археологам следует подумать: не следует ли Магас искать в пределах чечено-ингушской территории, граничащей с Алан-ским царством". В другой работе он предположил, что столица алан "стояла, по-видимому, по соседству с Владикавказом...".<br /><br />Н.А. Караулов также высказывал предположения близкие В.Ф. Минорскому. Он предлагал искать Магас на территории Чечни: "Судя по расстояниям до этого города от Серира и от этого города до Баб Аллан (Дариал), можно предполагать, что он находился на чеченской плоскости". Кроме рассказа Ибн-Руста, на соседство Серира и Магас, по мнению Н.А. Караулова, указывает и тот факт, что Масуди упоминает Магас сразу после описания Серира. Но здесь же Н.А. Караулов сообщает, что "западнее Владикавказа вблизи с. Кадгорон имеются следы городища и старое кладбище", намекая на то, что здесь мог находиться Магас.<br /><br />Археолог В.Б. Виноградов предложил отождествить с Магасом Алхан-Калинское городище аланского времени, раскопанное им вблизи г. Грозного на правом берегу реки Сунжи.<br /><br />В.А. Кузнецов считал, что в свете высказанных В.Ф. Минорским и Н.А. Карауловым соображений, "гипотеза В.Б. Виноградова заслуживает серьезного внимания".<br /><br />В.И. Марковин и Х.Д. Ошаев высказали предположение о возможности отождествления Нижне-Архызского городище в ущелье реки Большой Зеленчук в Карачаево-Черкессии с Магасом. В.А. Кузнецов, под руководством которого долгое время велись раскопки на Нижне-Архызском городище, согласился и с этим предположением.<br /><br />В ответ на наши публикации о местонахождении Магас, В.А. Кузнецов и И.М. Чеченов заявляют, что "наличие аланских городищ в районе Сурхахи и Экажево - еще не основание для локализации там Магаса". То же самое возражение можно выдвинуть против предположений самого В.А. Кузнецова, что наличие аланских городищ у Нижнего Архыза и Алхан-Калы не является основанием для локализаций там Магаса. До сих пор В.А. Кузнецов выдвигал различные предположения о местонахождении Магаса. После же наших публикаций о местонахождении Магаса на территории Ингушетии в районе селений Яндаре-Гази-Юрт-Экажево-Али-Юрт-Сурхахи, он вообще отказывает нам в праве выдвигать предположения о местонахождении Магаса. В.А. Кузнецов И.М. Чеченов пишут, что Масуди "не дал приблизительных ориентиров местоположения города Магаса, поэтому его локализация остается неясной и весьма спорной. Неизвестно и точное время его существования". По крайне мере известно, что он существовал с X в. до 1239 г.<br /><br />Я.С. Вагапов, на основании мнений В.Ф. Минорского и Н.А. Караулова о возможности локализации Магаса на территории Чечено-Ингушетии, и данных собственных лингвистических изысканий, сделал вывод о местонахождении Магаса (Мааса) в горах Чечни: "В верховьях реки Аргун находятся развалины чеченского города М1айста//Ма1аста (Mlajsta//Ma'asta), жители которого переселились на равнину".<br /><br />Наиболее распространенные среди исследователей версии о местонахождении Магаса - отождествление с Магасом Нижне-Архызского или Алхан-Калинского городищ. Но, даже если взять чисто географический фактор эти городища нельзя отождествить с Магасом - оба городища расположены на окраинах исторической Алании. Границы Алании простирались от р. Уруп в Карачаево-Черкессии на западе до р. Аргун на востоке. Нижний Архыз расположен на западной окраине, Алхан-Кала - на восточной.<br /><br />К тому же названные городища имеют сравнительно небольшую площадь. Хотя площадь всего Нижне-Архызского городища довольна внушительна - 63-65 га, площадь застройки городища оставляла 14-15 га. По подсчету исследователей "средняя численность населения Нижне-Архызского города сугубо ориентировочно может определена в 2,0 - 2,5 тыс. человек постоянного населения". Примерно такое же число жителей могло иметь и Алханкалинское городище. А по свидетельству Джувейни, современника событий, при взятии Магаса монголами было убито 270 тысяч человек. Возможно, что цифра эта сильно преувеличена, но она свидетельствует о многочисленности жителей Магаса. К тому же в Нижнем Архызе в довольно хорошем состоянии сохранились три Зеленчукских храма и несколько небольших церквей, в то время как по свидетельству Джувейни завоеватели "оставили от этого города только имя его".<br /><br />По свидетельству летописца Рашид ад-дина, осада Магаса монголами продолжалась полтора месяца. По свидетельству же китайской хроники "Юань-ши", осада Магаса продолжалась 3 месяца. Городища, подобные Нижнему Архызу и Алхан-Кала, расположенные на окраинах Алании, имеющие небольшие территории и невысокую численность населения, не могли в течение такого долгого времени обороняться от монгольского войска. И подобным небольшим городам монголы не могли придавать такое огромное значение, которое придавали Магасу. Из всех намеченных к завоеванию и покорению городов Восточной Европы, в монгольской и китайской хрониках упоминаются только Киев и Магас. После завоеваний, произведенных в Восточной Европе, Бату хан докладывал верховному хану, своему дяде Угедею, что им разрушен город Магас и завоеваны одиннадцать стран и народов.<br /><br />Необходимо также отметить, что гибель города, находившегося у Нижнего Архыза, исследователи связывают не с походом монголов в 1238-1239 гг., а с походом Тимура в 1395 г.<br /><br />Неверно, по нашему мнению, представлять Магас как город современного типа с улицами и площадями. По нашему мнению раннесредневековый Магас - это комплекс средневековых городищ и поселений.<br /><br />Если принять ориентиры местонахождения Магаса, которые дает Ибн Руста, то можно выстроить следующую картину. Средняя скорость пешехода 5 км в час. Если в сутки пешеход будет идти хотя бы 6 часов, то он пройдет 30 км. Три дня пути - это 90 км. Через три дня пути от границы Серира (примерно от р. Аргун в Чечне) в глубь Алании пешеход окажется на территории современного Назрановского района Ингушетии. И дорога от р. Аргун до данной территории идет "среди гор и лесов", как сообщает Ибн Руст - дорога идет через невысокие горы, называемыми Черными, покрытыми лесами. Здесь проходила во времена алан боковая ветвь Великого шелкового пути, идущая от Дербента на запад.<br /><br />После такого путешествия путник попадет в район современных селений Яндаре - Гази-Юрт - Экажево - Али-Юрт - Сурхахи, где расположены многочисленные памятники аланского времени. В этом районе побывал в 1970 г. археолог В.Б. Виноградов. По его мнению, данный район группы памятников один из крупнейших на Северном Кавказе. "Район вновь открытой группы памятников оконтурен с запада и севера долиной реки Сунжи, с востока глубоким ущельем Ассы, с юга лесистыми хребтами Черных гор. Естественные рубежи обдуманно и крепко усилены сторожевыми пунктами и небольшими городищами. Они находятся в пределах зрительной связи друг с другом и искусно используют особенности рельефа, возникая в любой точке, удобной для проникновения внутрь этого "укрепрайона". Таких форпостов не менее 10. Но они - лишь начало, лишь первый пояс вокруг сердцевины гнезда. Под охраной внешних укреплений процветали куда более обширные городища... Невольное восхищение вызывает строго продуманная планировка и само осуществление общей оборонительной линии. Все крупные городища второго пояса защиты связаны друг с другом глубоким многокилометровым рвом. Функция его многообразны. Вырытый на просторной равнине, он представлял собой и тайную, скрытую дорогу для перемещения войск, и укромное место для средоточения резервов, и стратегически важный оборонительный рубеж, преграждающий врагу проход внутрь системы укреплений к центральному, поражающему своими размерами городищу Хатой-Барц".<br /><br />В.Ф. Минорский, как уже говорилось выше, отмечал, что столица алан находилась по соседству с Владикавказом и на чечено-ингушской территории. Система городищ Назрановского района находится по соседству с Владикавказом и на территории Ингушетии, как и предполагал В.Ф. Минорский.<br /><br />В данном районе зафиксировано более 20 городищ, многочисленные поселения, оборонительные рвы, соединяющие между собой городища, многочисленные погребальные памятники аланского времени. Правый высокий берег реки Сунжи на всем его протяжении от Яндаре и до селения Ахки-Юрт в Пригородном районе представлял собой естественный оборонительный рубеж, укреплен искусственными рвами и, возможно, в древности был укреплен оборонительными стенами. Также был укреплен и правый берег р. Назранки.<br /><br />На сегодняшний день в районе сел. Яндаре - Гази-Юрт - Экажево - Али-Юрт - Сурхахи известны следующие городища, относящиеся к периоду V-X1II вв.: 1. Яндырское городище № 1 у въезда в село), 2. Яндырское городище № 2 в центре села, 3. Яндырское городище № 3 в 3 км к югу от села, 4. Яндырское городище № 4 в 2,5 км к востоку от села, 5. Яндырское городище № 5 в 1,5 км к востоку от села, 6. Гази-Юртовское городище № 1 "Йи1ий боарз" на северной окраине села, 7. Гази-Юртовское городище № 2 в черте села, 8. Экажевское городище № 1 "Ачамза боарз" на восточной окраине села, 9. Экажевское городище № 2 в 50 м от городища "Ачамза боарз", 10. Экажевское городище № 3 в 2,5 км к северо-востоку от села, 11. Али-Юртовское городище № 1 "Мурад боарз" на восточной окраине села, 12. Али-Юртовское городище № 2 на восточной окраине села, 13. Али-Юртовское городище № 3 "Къора боар-заш" в 2,5 км на северо-востоке от села, 14. Сурхахинское городище № 1 "Хатой боарз" в 1,5 км к западу от села, 15. Сурхахинское городище № 2 в 1,7 км к западу от села в 200 м от городища "Хатой боарз" у искусственного пруда в урочище Эрз-Эли, 16. Сурхахинское городище № 3 в 50 м от городища № 2, 17. Сурхахинское городище № 4 "Терс ваьха чу" в 1,5-2 км к северо-западу от села, на левом берегу р. Кенч ,18. Сурхахинское городище № 5 в 1 км на восток от села, 19. Сурхахинское городище № 6 Ходий хьаьрашке" к юго-западу от села, 20. Сурхахинское городище № 7 "Арапха боарзаш" в 1 км к юго-западу от села ,21. Сурхахинское городище № 8 "Дака ам керте" в 1,5 км к юго-востоку от села, 22. Сурхахинское городище № 9 "Кхорий босе" в 2,5 км к юго-западу от села, 23. Сурхахинское городище № 10 "Эхка боарз" в восточной части села, около бывшей фермы, заросло лесом, 24. Сурхахинское городище № 11 "Шин кен дукъ" в 3-4 км к юго-востоку от села.<br /><br />И это притом, что на этой территории не была проведена сплошная археологическая разведка. Многие городища заросли лесом. Общая площадь всего "укрепрайона" более 200 кв. км. На Северном Кавказе неизвестно больше местности с таким большим количеством памятников на сравнительно небольшой территории.<br /><br />Кроме названных, на подступах к данной системе городищ зафиксировано еще несколько очень крупных городищ: Гамурзиевское городище, занимавшее площадь более десятка квадратных километров, на высоком берегу у впадения Назранки в Сунжу - городище имеет слой пепла, доходящий в некоторых местах до 2,5 метров высоты; Барсукинское городище на левом берегу Назранки напротив Гамурзиевского городища; три Насыркортовских городища на левом берегу Сунжи, соединенные оборонительным рвом глубиной до 3-4, а в некоторых местах и до 17 м, и шириной 8-9 м, сохранившемся в хорошем состоянии до наших дней, - городища имеет слой пепла высотой до 1,5 м.<br /><br />Центральным городищем данного "укрепрайона" является городище "Хатой боарз". Это крупное городище расположено в 1,5 км к юго-западу от с. Сурхахи. От него отходят оборонительные рвы, глубиной в некоторых местах до 20 метров. Рядом, в урочище Эрз-Эли ("Камышовая балка") сохранились следы жилых кварталов. В данном урочище в 1989 г. был прорыт ров, который обнажил мощный слой пепла, смешанного с землей, тянущийся на десятки метров; высота его достигает 80-90 см, а в некоторых местах до 1 м и более. Этот слой пепла свидетельствует, что здесь некогда горели большие строения. В культурном слое обнаружена керамика, относящаяся ко времени существования Магаса. "Раскопки выявили мощный культурный слой (до 2 метров), - пишет В.Б. Виноградов, щедро насыщенный фрагментами глиняных сосудов, костями домашних и диких животных, обломками жерновов, кусками глиняной обмазки плетеных жилищ. Все это свидетельствует о долгой оседлой жизни, которую подтверждают и большие могильники, состоящие из подземных склепов-катакомб".<br /><br />Профессор В.Б. Виноградов так пишет о городище Хатой-боарз: "Это исполинское укрепление протянулось на несколько сот метров, напоминая как бы огромную ступенчатую пирамиду. Даже если бы врагам удалось на каком-то участке преодолеть всю предшествующую фортификацию, они, обессиленные и обескровленные, должны были бы без особой надежды на успех штурмовать крутые, специально подрезанные склоны возвышенной и густо населенной гряды, шаг за шагом сжимая пружину сопротивления и не будучи в состоянии помешать свободному маневру на флангах тех защитников, что укрылись в дремучих лесах соседних хребтов и расположились за рвами и стенами многочисленных городищ, охранявших важный очаг местной истории V-XII веков.<br /><br />В китайской хронике "Юань-ши" об осаде монголами Магаса (в хронике - Ме-цио-сы) рассказывается: "Город, благодаря своей неприступности, долго не сдавался" и "Си-ли-цянь-бу с 11 готовыми умереть храбрецами взобрался по осадным лестницам; вперед же поставил 11 пленников. Они громко закричали: "Город пал". За ними полезли, как муравьи, один за другим все остальные воины и город взяли". Возможно, что в данном эпизоде речь идет о штурме центрального укрепления Магаса - городища Хатой-боарз.<br /><br />В рассказе Джувейни о взятии монголами Магаса, говорится о том, что окрестности Магаса покрыты болотами и густым лесом. Это обстоятельство вызывает недоумение у некоторых исследователей: "Вместе с тем нельзя не отметить, что некоторые обстоятельства в рассказе Джувейни настораживают. Имеем в виду природное окружение города М.к.с. - окрестности его покрыты болотами и очень густым лесом, сквозь который монголы вынуждены прокладывать просеки. Если северокавказская предгорная равнина раньше была облесена гораздо больше, чем сейчас, и густые леса могли реально существовать во многих ее местах, то наличие болот с естественно-географической средой Центрального Предкавказья вяжется плохо. Этот вопрос для нас остается не ясным и требующим дополнительных разысканий". В районе предполагаемого нахождения Магаса, о котором идет речь до сих пор сохранились густые леса. И местность эта сильно заболочена. Даже название урочища Эрз-Эли - Камышовая балка, где, по нашему мнению, находилась центральная часть Магаса, говорит о ее заболоченности.<br /><br />Вокруг центрального городища "Хатой боарз", являвшемся, по всей видимости, цитаделью Магаса, расположено несколько оборонительных поясов, укрепленных довольно крупными городищами. Между городищами расположены многочисленные поселения. Здесь невольно вспоминаешь рассказ Масуди, по которому царство алан "состоит из непрерывного ряда поселений; когда утром запоют где-нибудь петухи, ответ им доносится из других частей царства ввиду чересполосицы и смежности селений".<br /><br />В цитированном уже сочинении Ибн Руста далее сказано: "Затем ты проходишь расстояние в десять дней пути среди рек и лесов и достигаешь замка "Ворота аланов". Многие исследователи видят в замке "Ворота аланов" Ибн Руста Дарьял. Но Ибн Руста пишет, что дорога идет "среди рек и лесов", но никак не среди гор. А чтобы дойти до Дарьяла, дорога обязательно должна была бы пройти через горы. К тому же, даже от границ Сарира до Дарьяла не будет 10 дней пути. Десять дней пути, по 30 км в день, составит 300 км. Это расстояние от вышеназванного района расположения группы памятников до Нижнего Архыза. Можно предположить, что город, находившийся на месте Нижне-Архызского городища, мог именоваться "Воротами алан". Нижне-Архызского городище расположено вблизи западных границ Алании и это самое крупное городище на западе Алании. Оно могло выполнять роль западных ворот Алании. Дорога от группы памятников Назрановского района Ингушетии до Нижнего Архыза действительно идет "среди рек и лесов". Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть на карту Северного Кавказа.<br /><br />Также необходимо отметить, что на территории Алании могло быть множество "ворот алан", и, по всей видимости, так это и было. Неверно, с нашей точки зрения, все упоминаемые в источниках "аланские ворота" отождествлять с Дарьяльским проходом. Ибн Руста также отмечает, что замок "Ворота аланов", который находится на вершине горы, охраняют 1000 воинов из ее жителей. В Дарьяльском ущелье не имелось и не могло иметься поселения, которое могло бы выставить для охраны 1000 воинов и снабжать их необходимым продовольствием. Крепость с такой многочисленной охраной и многочисленными жителями, которые могут выставить подобную охрану, должна находится в густо населенной местности.<br /><br />Е.Г. Пчелина отмечает, что двери таможенных застав в аланских проходах в центральной части Главного Кавказского хребта обивали железом.<br /><br />Необходимо обратить внимание и на такое замечание Ибн Руста: "Аланский царь христианин в сердце, но весь народ его царства - язычники, поклоняющиеся идолам". Как отмечено исследователями, все христианские памятники монументального культового зодчества сосредоточены в западных районах Алании. Здесь же отмечены и христианские некрополи.<br /><br />В восточных районах Алании христианских памятников не открыто. По нашему мнению, именно в восточной Алании, вблизи Дарьяльского прохода, где население в основной своей массе было языческим, поклонялось солнцу, необходимо искать Магас, языческое название которого может служить косвенным подтверждением этой мысли.<br /><br />Крупные города всегда возникали и росли на местности, где проходили важные торговые пути. В таких местах селились люди и возникали крупные населенные пункты. Система городищ района Яндаре-Гази-Юрт-Экажево-Али-Юрт-Сурхахи расположена на стыке гор и равнины, между выходами на плоскость из Дарьяльского и Ассинского ущелий. Это место является политическим, торгово-экономическим и географическим центром исторической Алании, Эти два ущелья, особенно Дарьяльское, были в военном, политическом и торговом отношениях наиболее важными на территории Алании. Дарьяльское ущелье - наиболее удобный проход в Закавказье и далее в Переднюю Азию, по нему проходила основная ветвь Великого шелкового пути. Ответвление пути от основной ветви проходило через Джейрахское ущелье и Школьный перевал в Ассинское ущелье, и далее через ущелье - на равнину. Еще одна боковая ветвь шелкового пуги, идущая от Дербента на запад, о которой уже говорилось выше, проходила через территорию выше названного района городищ. Ветви шелкового пути проходили также по долине Сунжи с востока на запад, по долине Камбилеевки с юга на северо-запад (от Дарьяла к Эльхотовским воротам) и через Ачалукский проход с юга на север. Таким образом, данная группа городищ контролировала очень важные участки Великого шелкового пути. Именно Великому шелковому пути, по нашему убеждению, Магас был обязан своим зарождением, ростом и процветанием.<br /><br />Гамурзиево зафиксированы находки, относящиеся к эпохе среднего палеолита (эпоха мустье - около 40 тыс. до н.э.). Зафиксированы на данной территории многочисленные памятники, относящиеся ко времени от эпохи неолита IV тыс. до н.э. до позднего средневековья. Из-за проходящих по ее территории торговых путей, эта местность обживалась с глубокой древности и плотность населения (судя по многочисленности городищ и поселений) свидетельствует, что на этой территории с материальной точки зрения люди имели большие выгоды. Возможно, что приведенная Джувейни цифра погибших защитников Магаса (270 тыс.) слишком преувеличена. Но все же эта цифра говорит о том, что число жителей Магаса было огромным. По свидетельству Джувейни жители Магаса "по многочисленности своей были точно муравьи и саранча". Такое большое количество людей не могло прожить занимаясь только земледелием и животноводством. Вероятно, основной доход они получали от торговли и охраны торговых путей.<br /><br />Таким образом, по нашему мнению, приведенные выше доводы позволяют отождествить с Магасом комплекс городищ, расположенных в районе селений Яндаре - Гази-Юрт -Экажево - Али-Юрт - Сурхахи Назрановского района Ингушетии.<br /><br />Точную дату основания Магаса с помощью письменных источников, известных на сегодняшний день исследователям, установить невозможно. В своем труде Масуди упоминает 332 год Хиджры, который соответствует 943 г. н.э., как год "нынешний". Т.е., можно предположить, что в этом году был написан труд Масуди. 943 год, т.о., является годом, когда впервые упоминается в историческом источнике город Магас.<br /><br />Но еще Захарий Ритор, сирийский летописец VI века, писал, что у алан имеются 5 городов. Вполне вероятно, что среди этих городов был и крупнейший аланский город - Магас.<br /><br />Более точный ответ на вопрос о времени основания Магаса могли бы дать археологические раскопки.<br /><br />Время гибели Магаса можно установить более достоверно, опираясь на хроники времен завоевательных походов монголов в первой половине XIII века.<br /><br />В "Сборнике летописей" Рашид-ад-дина говорится: "Потом в кока-иле, т.е. год свиньи, соответствующий 636 г. (636 год Хиджры соответствует времени с 14 августа 1238 г. по 2 августа 1239 г. ,- Н.К.) Гуюк-хан, Менгу-хан, Кадан и Бури направились к городу Минкасу (Ма-гасу, - Н.К.) и зимой, после осады, продолжавшейся 1 месяц и 15 дней, взяли его. Они были еще заняты тем походом, когда наступил год мыши (соответствует 637 году Хиджры = 3 августа 1239 - 22 июля 1240 г., - Н.К.)". Т.о., поход на Аланию начался осенью 1238 г. и продолжался до позднего лета 1239 г. Главным событием этого похода было осада и взятие монголами столицы алан - Магаса. И, судя по тексту хроники, осада и взятие Магаса проходила зимой 1238-1239 гг.<br /><br />В китайской хронике "Юань-ши"("История монголов"), на русском языке изданной в 1914 г. в переводе А. Иванова, говорится, что монголы в "(год свиньи), 1239, зимою в 11 месяце дошли до города асов Ме-цио-сы", и "в 1240 году в 1 месяце" город был взят и разрушен. У А. Иванова события сдвинуты на год, т.к., возможно, что он неправильно определил год, соответствующий году свиньи по китайскому календарю. Если заменить 1239 на 1238 г. и 1240 и 1239 г., то выйдет, что осада Магаса началась в 11 месяце (ноябре) 1238 г. и закончилась через полтора месяца в 1 месяце (январе) 1239 г. Таким образом, за дату гибели Магаса можно принять январь 1239 г.</p><p align="right"><a href="http://www.minkuling.ru/a1_mesto.html" target="_blank">Ингушетия культурная</a></p><p><strong>Now playing:</strong> <a href="http://phobos.apple.com/webobjects/mzsearch.woa/wa/advancedsearchresults?artistterm=" Доаттаг1а""="Доаттаг1а&quot;&quot;">Доаттаг1а</a> - <a href="http://phobos.apple.com/WebObjects/MZSearch.woa/wa/advancedSearchResults?songTerm=Лоам-1&amp;artistTerm=Доаттаг1а">Лоам-1</a></p>